Abstract:
В статье рассматривается проблема формирования конкурентоспособности личности будущего специалиста. В связи с этим авторы обосновывают важность подготовки конкурентоспособных учителей, готовых к решению задач духовного обновления казахстанского общества, подрастающего поколения и подчеркивают необходимость определения роли, места данного явления в педагогике. На основе анализа разных подходов к выявлению сущности рассматриваемого феномена, трактовке, структурных компонентов авторы определяют его как педагогическое явление и отмечают факт включения термина «конкурентоспособность» в понятийно-терминологический аппарат профессиональной педагогики. Дается определение понятия «конкурентоспособность будущего специалиста (учителя)» как системное, интегративное образование, включающее профессиональную компетентность, конкурентоопределяющие профессионально личностные качества, психологические механизмы конкурентоспособного поведения. При определении профессиональной компетенции акцент делается на объект профессиональной деятельности учителя – педагогический процесс и компетенции, связанные с его проектированием и управлением. В статье также сделана попытка систематизации профессионально личностных качеств на основе вычленения конкурентоопределящих. Авторы отмечают недостаточность исследования проблемы конкурентоспособности учителя, выпускника вуза в педагогической теории (в педагогическом образовании) и определяют некоторые перспективы ее развития.